Как спорить лучше или лучше не спорить с налоговыми органами? Бизнес часто недоволен претензиями налоговиков, причем вне зависимости от того, обоснованы их требования или нет. Конечно, каждый налогоплательщик имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (или бездействие) их должностных лиц. При этом нередко предприниматели, приходя на консультации по налоговым спорам, задают один и тот же вопрос: «А стоит ли спорить с налоговиками? Вдруг будет только хуже?». Что на это отвечает и о чем предупреждает клиентов управляющий партнер, финансовый директор консалтинговой группы «ЛАЛ» Светлана Кремнёва
Бояться споров с представителями налоговых органов не стоит, но вступать в бой нужно, заручившись поддержкой квалифицированных специалистов, уверен финансовый директор консалтинговой группы «ЛАЛ» Светлана Кремнёва. Что делать, если клиент сомневается в своей правоте? «А вдруг я действительно неправильно применил нормы налогового законодательства или поверхностно проверил контрагентов, и налоговики правы – тот оказался неблагонадежным, – волнуется предприниматель. – А значит и я оказался недобросовестным налогоплательщиком и должен возместить убытки государству из собственного кармана. Где брать средства на уплату штрафов, пени и так далее?». Даже в этом случае не стоит сразу опускать руки. «На рассмотрение и обжалование актов налоговых органов, на вступление в силу решений, вынесенных на основании таких актов, законодатель установил временные сроки в соответствии с этапами досудебного оспаривания, – поясняет Светлана Кремнёва. – Речь идет о следующих сроках – на предоставление возражений на акты налогового органа; на рассмотрение материалов; на вынесение решения; на вручение его налогоплательщику; на обжалование этого решения в вышестоящий налоговый орган, и, наконец, срок на вынесение решения вышестоящим налоговым органом. Все это время можно задействовать в свою пользу». Другой вариант – когда, по мнению клиента, страх перед возможными «мстительными» действиями налоговых органов за противодействие им значительно превышает желание за меньшие деньги законно защитить свои интересы. «На мой взгляд, такая установка налогоплательщиков ошибочна, – говорит финансовый директор консалтинговой группы «ЛАЛ» Светлана Кремнёва. – Эта тактика не улучшит взаимоотношения с налоговыми органами и не поможет избежать очередных проверок, установленных законодательством, а наоборот лишь увеличит риск доначислений и налоговых санкций. Не отстаивая свою правоту в таких случаях, вы поощряете налоговиков взимать с вас незаконные поборы в будущем, а возможно даже в прогрессии». Если клиент принял твердое решение отстаивать свою правоту в спорах с налоговиками, надо понимать, что этот процесс не будет быстрым и простым, добавляет представитель консалтинговой группы «ЛАЛ». Законом предусмотрены досудебная и судебная процедура оспаривания актов налоговых органов. При этом досудебный порядок обжалования в соответствии с Налоговым кодексом обязателен и очень сложен. На это оказывают влияние несколько факторов. Один из них – методы и формы налогового контроля закреплены законодательно, но не всегда четко и однозначно прописаны. Второй – сложность налогового законодательства нашей страны, которая состоит в том, что оно претерпевает неоднократные ежегодные изменения, различное толкование норм со стороны Минфина, ФНС и арбитражных судов. Третий фактор – незнание своих прав налогоплательщиками при проведении мероприятий налогового контроля, особенно с привлечением полиции. Любая ошибка при взаимодействии с налоговиками может привести к необратимым последствиям. «Только практикующий опытный специалист по налоговым спорам поможет избежать ошибок, разобраться в сложившейся ситуации и выработать стратегию при защите прав налогоплательщика в налоговых спорах», – резюмирует финансовый директор консалтинговой группы «ЛАЛ» Светлана Кремнёва.