2019 год для бизнес-сообщества Челябинской области выдался полным трудностей. Общую картину выражали постоянно звучащие со стороны предпринимателей негативные оценки ситуации. Да и общая статистика указывала на то, что в области развития предпринимательства не происходит. За год количество субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) сократилось больше чем на 6 тысяч – до 139 755 предприятий, включая ИП, по данным Единого реестра ФНС.
Среди самых серьёзных факторов по-прежнему называются высокие банковские ставки и снижение покупательской способности. А тут ещё и очередной кризис и карантинные меры ударили. И теперь о перспективах развития МСП говорить приходится вообще в другом ключе. Больше волнует вопрос – насколько сильно сократится количество предпринимателей. Скорее всего, падение будет гораздо ощутимее предыдущего года.
Что может спасти бизнес после прохождения кризисного пика? По-настоящему – только грамотная государственная поддержка. Но в условиях, когда всё ещё непонятно, насколько эффективной будет эта поддержка, остаётся делать прогноз на собственные силы бизнеса. В частности на франчайзинг.
Как замечает основатель каталога франшиз Businessmens.ru Юрий Богомолов, темпы развития франчайзинга всегда росли именно после кризисов. Так было в 2008-ом году, так было в 2014-ом году, так будет и в 2020-ом.
Всё дело в нескольких факторах. Во-первых, с рынка в такие моменты вынуждены уйти те игроки, бизнес которых не приспособлен к резким изменениям и трудностям, не имеет финансовых возможностей «пережить» сильные провалы, и те, кто не способен гибко реагировать и перестраиваться. Во многих сферах снижается конкуренция.
Во-вторых, этим пользуются более крупные сетевые игроки. Как правило, у них больше ресурсов и «запаса прочности». А доверие к их предложениям повышается. У нас это стандартно – кто выжил в кризис, тот достоин внимания.
В-третьих, количество тех, кто хочет заработать, трудясь «не на дядю» возрастёт. Кого-то к поискам возможностей подталкивает собственное желание, кого-то нужда в виде лишения рабочего места.
Всё это ведёт к росту количества заявок на франшизы, а также к росту предложений. Потому что франчайзинг – это не только способ открыть бизнес по готовой концепции, это и эффективный инструмент для самого франчайзера, позволяющий усилиться в сложные времена. Если посмотреть на стратегию крупных франшиз, то можно увидеть, как увеличились их рекламные расходы. Несмотря на то, что ни паника, ни карантинные меры, ни, тем более, кризис не прошли, фирмы не пытаются экономить на рекламе, а наоборот, вкладывают в неё больше. Это правильная стратегия.
Главный редактор Businessmens.ru Евгений Звягин советует не откладывать подбор франшизы для себя на потом: нет смысла ждать окончания пандемии. Потому что на открытие бизнеса по франшизе уходит до нескольких месяцев.
Но выбирать нужно, конечно, с ориентиром на собственные возможности, и на тенденции. Так, жителям Челябинской области больше подойдут недорогие франшизы, которые требуют минимальных вложений. Как правило, они и прибыли приносят меньше, однако в условиях региона, имеет смысл максимально быстро выйти на окупаемость.
Также надо понимать, что нынешний кризис, как и прошлые, рынок поменяют. Сейчас уже можно сказать, что сохранятся тенденции, которые наметились ещё после прошлого кризиса. Это невысокий средний чек для потребителя и уход в онлайн. Обе тенденции будут формировать рынок и дальше. Франшизы на это уже несколько лет назад отреагировали. Появилось множество недорогих предложений, а также компаний, которые предлагают бизнес без офиса. Так что выбирать уже есть из чего.