Банк «Открытие» подготовил опрос* по финансовой грамотности россиян и влиянию пандемию COVID-19 на их финансовое поведение. На Петербургском международном экономическом форуме в рамках сессии «От финансовой грамотности к финансово устойчивому поведению. Как пандемия COVID-19 изменила потребительское поведение?», организованной при содействии Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России, результаты опроса представил член правления, руководитель блока розничного бизнеса банка «Открытие» Александр Пахомов.
«Согласно данным опроса, 50% россиян оценивают свой уровень финансовой грамотности как «средний», 26% - «скорее высокий» и еще 11% - как «высокий», позволяющий адекватно оценивать финансовую ситуацию и принимать разумные финансовые решения. Таким образом, более 85% наших соотечественников считают себя финансово грамотными», - рассказал Александр Пахомов. 12% наших соотечественников оценили свой уровень финансовой грамотности как «скорее низкий» или «низкий».
По мнению руководителя Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Анны Харнас, данные опроса подтверждают, что большинство экономически-активных людей довольно высоко оценивают уровень своей финансовой грамотности и уверены, что знают, как принимать разумные финансовые решения. Однако, в решении практических финансовых вопросов те же люди ведут себя иррационально. Например, треть опрошенных говорит о том, что не имеют финансовую «подушку безопасности», которой хватит хотя бы на 1 месяц в случае отсутствия доходов или трудной жизненной ситуации, отмечает Анна Харнас.
«Пандемия существенно изменила отношение россиян и клиентов банка «Открытие» в частности, к сбережениям. Резко выросла доля тех, кто считает сбережения жизненной необходимостью - столкнувшись во время коронакризиса с резким падением или даже полной потерей доходов, люди поняли, как важно создавать и иметь личную финансовую «подушку безопасности», - сообщил Александр Пахомов.
Более двух третей россиян (69%) имеют сбережения или семейную финансовую «подушку» безопасности. При этом 9% россиян не сберегали деньги до пандемии, но начали делать это во время коронакризиса. 18%, наоборот, сберегали деньги до пандемии, но перестали это делать в последний год из-за нехватки денег. 44% как сберегали деньги до пандемии, так делают это и сейчас. Среди имеющих сбережения 19% сказали, что накопленных средств им хватит на месяц, у 20% «подушка» безопасности составляет 1-3 месяца ежемесячных доходов. 15% из накопивших сбережения имеют запас денег на 3-6 месяцев, у 14% он превышает 6 месячных доходов. У 31% нет сбережений, которых хватит на покрытие текущих расходов семьи в случае отсутствия доходов, трудной жизненной ситуации.
«Россия переживает на пандемии настоящий инвестиционный бум. 73% россиян проявляют интерес к инвестициям либо уже пользуются инвестиционными продуктами. Банки должны быть готовы поддержать этот тренд, помогая миллионам россиян впервые в жизни стать финансовыми инвесторами, честно разъяснять им все преимущества и возможные риски разных инвестиционных продуктов», - отметил Александр Пахомов.
По данным исследования банка «Открытие», более трети россиян (35%) никогда не инвестировали, но хотят попробовать. Причем эта доля примерно одинакова во всех федеральных округах. Четверть опрошенных хотели бы инвестировать, но их сдерживает нехватка денег. 7% начали инвестировать или покупать ценные бумаги во время пандемии в 2020-2021 годах. 5% сообщили, что инвестируют в разные инструменты финансового рынка больше двух лет. Четверть россиян не собираются становиться инвесторами в любые финансовые инструменты.
Вопросы инвестирования и торговли на бирже россияне признали главными вопросами (так считает 23% опрошенных), на которые они хотели бы получить квалифицированные ответы экспертов.
«Пандемия превратила эволюцию цифровизации в революцию - дистанционное обслуживание из удобного и модного способа классического банкинга превратилось в ключевую функцию банков и гарантию их работоспособности в условиях локдаунов. Клиенты стали в разы активнее использовать возможности ДБО и этот тренд несомненно сохранится после пандемии. Цифровая эволюция банковского бизнеса благодаря пандемии совершила качественный скачок. Дальнейший рост дистанционного обслуживания требует доработки правовой и нормативной базы, возникает необходимость повышения доверия и уровня финансовой грамотности россиян», - подчеркнул Александр Пахомов.
По данным опроса банка «Открытие», 93% россиян пользуются интернет- банком или мобильным банком. Причем 87% - более двух лет, а 6% начали делать это в последние два года из-за пандемии. Еще 4% не пользуются, но собираются начать.
Активно пользуются Системой быстрых платежей(СБП) уже 44% опрошенных. Еще 25% имеют опыт ее использования.
Отношение россиян к биометрии остается неоднозначным. 20% полностью поддерживают сдачу биометрических данных и считают, что за использованием этой технологии будущее. Еще 37% в целом относятся к биометрии положительно, но не видят в ней особых преимуществ для себя. 23% опасаются биометрии из-за рисков утечки данных. 20% выступают против биометрии.
Главной проблемой, связанной с финансами (можно было давать больше одного ответа), россияне считают высокую инфляцию, которая обесценивает доходы и снижает доходность сбережений (66%). В топ-3 таких проблем вошли телефонное и онлайн-мошенничество (55%), а также отсутствие простых инструментов правовой защиты и гарантий сохранности средств в случае кибермошенничества (39%). По мнению 37%, в России нет достойных мер поддержки граждан в пандемию. 29% считают важной для себя финансовой проблемой отсутствие простых инструментов в борьбе с организациями, нарушающими права потребителей, 24% - отсутствие достоверной и полной информации по кредитам, 23% - отсутствие достаточной страховой защиты по вкладам (хотя государство гарантирует в случае отзыва лицензии у банков возврат вкладов и процентов в общей сумме 1,4 миллиона рублей), 22%- отсутствие полной информации и высокие риски по инвестиционным продуктам.
«В ходе сессии на ПМЭФ мы обсудили, что работа в области ФГ должна быть сбалансирована. Наша задача помочь государству, бизнесу и обществу найти равновесие в образовательно-просветительской и регуляторной деятельности. Дать людям знания, мотивировать их к использованию в жизни, при этом реализовывать защитные меры, которые помогут не совершать ошибки», - отметила Анна Харнас.
По данным состоявшегося опроса, телефонное и онлайн-мошенничество является одной из трех главных волнующих россиян проблем, связанных с финансами. 66% россиян (и 75% москвичей) в последний год сталкивались с действиями финансовых мошенников (телефонные звонки от имени банка, мошеннические ссылки на покупку товаров), но не пострадали от их действий. 8% не только сталкивались с мошенниками, но и потеряли из-за них деньги. 26% заявили, что ни они, ни члены их семьи с финансовыми мошенниками в последний год не сталкивались.
*Опрос проведен банком «Открытие» 24-25 мая по репрезентативной выборке среди 1000 россиян в возрасте 18-65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек.
Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Брокер», Управляющая компания «Открытие», «НПФ Открытие», АО «Балтийский лизинг», ООО «Открытый лизинг», «РГС Банк», АО «Таможенная карта». Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA-») и НКР («АA+.ru»), а также международным агентством Moody’s («Ba2»). Стратегия развития банка предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, а также реализацию передовых финтех-идей.
Общественная редакция в Челябинске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.