В текущем году почти все экономические отрасли столкнулись с глобальными переменами. Мебельный рынок не является исключением. На сегодняшний день на рынке отмечается активная трансформация, которая вызвана сдвигами в сфере экономики и уходом некоторой части крупных мировых игроков. Несмотря на то, что отечественный мебельный бизнес стал приспосабливаться к новым условиям, он все же пребывает под пристальным вниманием потребителей, с сожалением наблюдающих за уходом иностранных ритейлеров. Семенов Александр, генеральный директор фабрики «Кухонный двор», рассказал, как обстоят дела на российском мебельном рынке в настоящее время, и какие возможности появились у локальных организаций.
Рынок замер: уход заграничных компаний и новая действительность локальных производителей
В начале весны этого года рынок замер на фоне появления ряда новых вызовов. Настало время неопределенности, в котором пребывали абсолютно все – как и заграничные, так и отечественные организации. Бизнес не мог понять, какие меры следует предпринять, на что сделать определенный упор. Сложности являлись очевидными, связанными с поставками материалов, комплектующих, запчастей и пр. К менее явным проблемам можно отнести ограничительные меры против банковских организаций, рост цен из-за скачков валют.
Следующим этапом стала приостановка работы заграничных компаний с их последующим уходом из России. Примечательно, что особо остро на данную ситуацию отреагировали потребители. Уход крупных брендов, которые за многие годы стали привычными, на некоторое время даже спровоцировал волну паники и желания у покупателей поскорее вернуться к отложенным покупкам и купить что-то впрок до возможного подъема цен. Такая ситуация влечет за собой резкое падение предложения – при этом спрос остается на прежнем уровне, а иногда и вовсе взлетает. Например, в феврале этого года объем расходов потребителей на нашу продукцию увеличился на 13%, а в марте – на 78% (соответственно к аналогичному периоду 2021 г.). Подобная ситуация оказалась не только на увеличении нагрузки на локальных игроков, которые и так столкнулись со сложностями, но и поставить под удар малый бизнес, имеющего намного меньше возможностей для удовлетворения спроса.
Перемены: новые поставщики и логистика
Кризис и все его последствия все же сделали свое дело, поэтому март и апрель текущего года стали временем структурных изменений: нестабильный уровень импорта, поиск новых поставщиков, а также рост цен на материалы – все это привело к повышению цен на конечную продукцию. Конечно же, изменения коснулись и нашей организации. На тот период стоимость готовой продукции была повышена примерно на 15% . Несмотря на все сложности, мы через два месяца вернулись к ценам прошлого года.
Особое место в списке вызовов для мебельного рынка заняли изменения в логистике и поставках: санкции, ограничения работы с отечественным бизнесом многочисленных зарубежных компаний и иные последствия кризиса сделали необходимым максимально быстрый пересмотр логистических каналов и партнеров-поставщиков.
Для нашей компании главной задачей был оперативный выход на новых поставщиков материалов, чтобы минимизировать риски неукомплектованности нашей продукции. При этом должны были сохраниться цены и прежний уровень качества. Если смотреть на ситуацию, которая в тот период была на рынке, это являлось не самой простой задачей. Прежние логистические цепи были полностью или частично приостановлены, в то время как сроки и цены на доставку серьезно выросли. Присутствовала необходимость в очень осторожном выборе поставщиков. Каждый из них проходил проверку в несколько этапов.
Новый этап российского мебельного рынка. Что стало?
После начала кризисной обстановки рынок мебели в РФ разделился на «до» и «после». В подобных обстоятельствах не все игроки имели возможность провести системные изменения. Переломный этап удалось пройти крупным игрокам с мощной производственной базой. В нашем случае, несмотря на кризис и турбулентность на рынке, объем продаж в первые шесть месяцев этого года упал только на 2,1 процента. Это, к слову, является хорошим результатом для локального производителя. При этом в рублях мы и вовсе наблюдаем прирост 22% по отношению к предыдущему году.
По последним данным АМДПР, в феврале 2022 года производство мебели в России выросло на 15% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Важно отметить, что в первом квартале 2022 года кухонная мебель показала наибольший прирост в натуральном выражении – объем производства вырос на 39% (относительно первого квартала 2021). Так, на фоне взрывного спроса кухонная мебель также стала одним из лидеров по росту производства с точки зрения себестоимости прибавив в первом квартале 26% к показателям прошлого года. Однако, уже в мае и июне отмечалось сокращение выпуска мебели на 23% и 35%, соответственно.
Импортозамещение
Ситуация, на фоне которой рынок стали покидать крупные заграничные бренды, стала отправной точкой для организаций России. Главным девизом последних месяцев стало «импортозамещение». Касается это не только покупателей, но и локальных производителей. Например, у «Кухонного двора» снижение доли импортных комплектующих за последние 5 месяцев составило – с 50% до 30%. При этом компания смогла сохранить качественные показатели, которые нарабатывались временем.
Новые возможности отечественного производителя
У крупных игроков на рынке РФ в последнее время наблюдается активное расширение сегмента– развитие более бюджетной продукции. Серьезным толчком для этого стал уход с рынка заграничных организаций, которые занимали средний и бюджетный сегменты мебельной отрасли. Это привело к открытию целой ниши, под которую локальные производители стали адаптировать собственный бизнес, одновременно подстраиваясь под запросы потребителей и экономическую ситуацию.
Конечно же, наша компания тоже не стала исключением. Так, 4 месяца назад, используя собственные опыт и ресурсы, мы быстро пересмотрели нашу промо-коллекцию. Если опираться на данные последних 4 месяцев, то спрос на промо-линейку вырос с 4,5% до 12%. Такие цифры могут говорить только о важности быстрой адаптации под потребности рынка.
О чем не следует забывать?
Организации ушли, а привычки потребителя все же остались – это очень важно осознавать. При обустройстве собственной квартиры или дома клиент должен получить то, к чему он успел уже привыкнуть за годы активного развития рынка и конкуренции на нем. Это и широкий ассортимент, и качество, и современный дизайн. В настоящее время мы с уверенностью можем утверждать, что потребитель способен перейти на российские аналоги, однако для этого он нуждается в гарантиях того самого качества, которое ранее предоставлялись более знакомыми брендами. Если в столь непростой период отечественному производителю удастся завоевать доверие покупателя, то важно потом удержать его. На фоне этого необходимо постоянно развиваться и становиться только лучше.
Точки роста сегодня
Несмотря на потрясения весны, с июля рынок мебели начинает постепенно возвращаться к привычному вектору. Основной переломный момент уже позади, поэтому сейчас начинает возвращаться ясность в поведении потребителя. Сильным локальным игрокам удалось выстоять, однако теперь им необходимо показать свои способности. В настоящее время основной задачей стоит наращивание доли на рынке, следуя таким направлениям:
- Быстрое и максимально качественное «заполнение» ниш, которые освободились;
- Адаптация производства под новую продукцию.
Производителям России еще предстоит научиться извлекать выгоду из тех рамок, в которых он существует на данный момент. Это, кстати, является довольно выполнимой задачей в ближайшей перспективе.
Общественная редакция в Челябинске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.