Компания «РоссТур» в конце декабря провела опрос менеджеров турфирм по всей стране, чтобы узнать с какими просьбами в этом году к ним обращались клиенты. Как выяснилось, в начале года наиболее популярной темой обращения был отдых в Турции и Египте: как попасть на эти курорты в обход запретов. Также обнаружилась интересная закономерность: Индия и Таиланд чаще всего вызывали у туристов желание продлить отдых. И если звонки турагентам от их клиентов, к примеру, из Гоа или Пхукета, с просьбой ещё на несколько дополнительных дней забронировать отель — это уже практически норма, то иногда отдыхающие просили ещё и позвонить к ним на работу, чтобы объяснить руководству причину задержки в отпускном путешествии. Незначительное число туристов интересовалось не просто возможностью продлить отдых, но и тем, как получить в стране разрешение на постоянное проживание. Обычным делом для турагента уже давно стали консультации о традициях и запретах в странах отдыха: можно ли носить открытые купальники, употреблять алкоголь, курить в общественных местах и т. п. Были случаи, когда агенту приходилось быть посредником между туристом, посольством и местной полицией. Но, как отмечают сотрудники турфирм, с каждым годом туристы становятся всё более самостоятельными: лучше знают свои права и сами готовы решать проблемы, возникающие на отдыхе. Традиционно агентов просят помочь в общении с авиакомпаниями в случае утери багажа, задержки рейса или опоздания на самолёт. В связи с ростом популярности путешествий по России, агентам приходится теперь разбираться и в тонкостях железнодорожных перевозок. Ещё один туристический тренд и ещё одна тема для консультирования клиентов — путешествия с домашними животными. Всё чаще россияне ищут с помощью агентов отели, в которых можно остановиться с кошками, собаками, птицами, а иногда даже с грызунами или декоративными породами свиней. В итоге, агенты отмечают, что в последние годы им приходится постоянно расширять свои знания, много времени уделять обучению, так как вариантов путешествий становится всё больше — они уже не исчерпываются двумя-тремя направлениями — и туристы вся чаще задают всё более неожиданные вопросы, к которым агент должен быть готов.